"Объемная этикетка"

Исходный объект для заливки лист с отпечатанными этикетками, чаще всего трафаретным способом, который позволяет получать очень яркие и насыщенные цвета рисунка. Этикетка должна иметь аккуратно вырубленные края, а облой снят. Наличие четкой границы необходимо для того, чтобы нанесенная смола не растекалась, а удерживалась за счет сил поверхностного натяжения.

Традиционно объемная этикетка используется при декорировании автомобилей, мотоциклов, велосипедов, при этикетировании бытового и промышленного оборудования, рекламно-сувенирной продукции, эксклюзивных видов упаковок (бутылки дорогих вин, парфюмерная упаковка). Также эта технология применяется в полиграфии (объемное выделение элементов печати), при производстве бижутерии (пуговицы, бусы), в производстве спортивной и специальной одежды и обуви.

Производители постоянно стремятся расширить область использования объемных этикеток. Сегодня технология применяется очень широко: от поздравительных открыток и календарей до проспектов и буклетов, где объемная этикетка - завершающий элемент дизайна. Совершенно новое направление - использование этикетки на тканях, например, яркие наклейки на детскую одежду, символика спортивных команд и др.

Растет сфера применения объемной этикетки - растет спрос на предлагаемое оборудование.

Сейчас на рынке заливочного оборудования предлагаются ручные приспособления, полуавтоматические станки и высокопроизводительные автоматические поточные линии.

Ручные приспособления, как правило, представляют собой устройства, очень похожие на медицинский шприц. Их еще называют ручными дозаторами. Данное приспособление недорогое, но при этом очень низкопроизводительное. Как правило, обладатели этих устройств используют в качестве расходных материалов эпоксидную смолу. Однако этикетки, изготовленные при помощи эпоксидной смолы, имеют ряд существенных недостатков: они хрупкие, ломкие, недостаточно устойчивы к воздействиям внешней среды. Те, кто пользуются простейшими устройствами, очень часто сталкиваются с проблемой возникновения пузырьков в смоле после заливки (это связано с выделением газообразных продуктов химической реакции). Избавиться от них очень трудно, а иногда практически невозможно. Пожалуй, только компактность и дешевизна ручных дозаторов делают их все еще востребованными у производителей. Но и последний фактор - сомнителен: конечная стоимость этикетки неизбежно возрастает в связи с высокой стоимостью эпоксидной смолы.

Рассмотрим полуавтоматические машины группы LCE SUPPORTER. Эти машины имеют ряд существенных преимуществ перед простыми дозаторами. Одно из главных - наличие системы дегазации, которая исключает образование пузырьков. Кроме того, станок снабжен педальным управлением подачи смолы, что освобождает руки оператора и существенно увеличивает производительность работы. Еще одна особенность - наличие вакуумного стола, при помощи которого лист фиксируется и сохраняется в строго горизонтальном состоянии в момент заливки. Машины могут быть укомплектованы блоком компьютерного управления, что дает возможность в реальном времени контролировать работу машины от процесса смешивания смолы до учета количества производимых этикеток. В этих моделях возможна заливка смолой блоком игл, что значительно увеличивает производительность. Использование недорогой полиуретановой смолы уменьшает стоимость окончательной продукции. К недостаткам этого оборудования можно отнести отсутствие сушилки, невозможность работы в автоматическом режиме и высокую стоимость самих машин.

Автоматические линии типа LCS Automatic Line лишены практически всех упомянутых выше недостатков. В этих машинах реализован принцип полностью автоматизированного цикла производства этикеток, включающего их заливку и сушку. Эти машины также укомплектованы и вакуумной системой дегазации, и столами с вакуумной фиксацией листа, и системой оповещения оператора о критическом времени простоя, и системой автоматической промывки, и компьютерной системой управления. Основа автома¬тической линии - замкнутый транспортер, по которому цепочкой двигаются вакуумные столы. Эти столы, продвигаясь, сначала доставляют листы к модулю заливки, а затем проходят через ряд ИК-сушилок. Автоматические линии могут комплектоваться системой XY, которая обеспечивает движение заливочных сопел над поверхностью листа по осям X и Y (процесс производится под управлением компьютера]. У этих машин, возможно, есть лишь один недостаток - их цена, доступная только крупным инвесторам. Но вернемся к производителям рекламно-сувенирной продукции, которых все же привлекает более доступное оборудование. Рынок сувенирной продукции уже давно нуждается в оборудовании высокого класса, но не слишком дорогом, удобном в применении и не требующем значительных финансовых затрат и специально подготовленного помещения. Основой любой заливочной машины является, как правило, устройство смешивания, которое обеспечивает тщательную гомогенизацию смеси при помощи специальных миксеров и подачу заданными дозами в систему распределения. На машине LCE Start-Up производства итальянской фирмы DEMAK (рис. 6], эксклюзивным дистрибьютором которой является фирма «Эзапринт», смола и катализатор перед смешиванием проходят вакуумную обработку, что гарантирует отсутствие в будущей этикетке пузырьков и обеспечивает необходимое ее качество. В новом оборудовании смешивание смолы и катализатора происходит в одноразовом миксере, что полностью освобождает от процедуры промывки емкости вредными для человека химикатами, такими как хлористый метилен. Таким образом, уменьшаются отходы готового сырья и исключаются расходы на промывку емкости. Неподвижная заливочная игла позволяет осуществлять заливку этикеток разнообразных простых форм. Заливка этикеток сложной формы производится вручную, для этого к заливочной игле присоединяется специальная гибкая трубка [рис. 7). Все это дает ряд ощутимых преимуществ, а именно: установка осуществляет смешивание и подачу смолы точными дозами; машина оснащена вакуумной системой дегазации смеси, что позволяет предотвратить образование пузырьков в смоле. Сама сие тема дегазации представлена двум? емкостями, соединенными со смесителем, который представляет собой одноразовый миксер, замена которого осуществляется каждый раз после окончания процесса заливки. А теперь немного о смоле. На сегодняшний день самым совершенным материалом признана двухкомпонентная реактивная полиуретановая смола. Она выгодно отличается от эпоксидной высокой инертностью, механической стойкостью, а главное, стабильной прозрачностью и жесткостью, саморегенерацией. Для изготовления объемных этикеток может использоваться смола трех видов: мягкая, средняя и жесткая.

Мягкая смола используется для заливки этикеток со сложными по¬верхностями [коническими, цилиндрическими или неправильной формы). Твердая смола обеспечивает более высокую линзу и используется для этикеток наклеиваемых на ровные поверхности. Смола средней твердости применяется практически для всех видов этикеток и является самой удобной.

Для LCE Start-Up разработана специальная полиуретановая композиция из смолы LCR 075SD и катализатора DK 100SD. После полимеризации данная смола, в отличие от эпоксидной, приобретает высокую механическую устойчивость и устойчивость к УФ-излучениям. Кроме того, изготовленные этикетки стойки к воздействию бензина и температурным колебаниям (от -40 до +80 °С) и поэтому могут использоваться не только внутри помещений, но и на улице. Соотношение смолы и ката¬изатора в смеси 75:100.

Установка LCE Start-Up также укомплектована техническим описанием на русском языке и демонстрационным фильмом на CD диске. Демонстрация начинается от процесса распаковки машины, ее установки до производственного процесса нанесения смолы на поверхности этикеток. Доступность и простота данной машины позволяют начать работу самостоятельно и сразу же, приезд сервисного инженера для ее запуска необязателен.